03 Февраля 2014


03 Февраля 2014
Арбитражный суд Свердловской области подтвердил обоснованность претензий Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к ОАО «Уральскому банку реконструкции и развития».
В 2013 году в ходе проверки, проведенной по нескольким обращениям граждан, специалистами надзорного органа было установлено, что банком систематически нарушается потребительское законодательство.
В частности, заемщикам не выдавались графики платежей по кредитам, что является прямым нарушением Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 10 Закона о защите прав потребителей и Указания Банка России от 13.05.2008г. № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика-физического лица полной стоимости кредита».
Кроме того, при обращении в «Уральский банк реконструкции и развития» за получением кредита гражданам предлагалось застраховать здоровье и жизнь в рамках Программы коллективного страхования, при этом выгодопреобретателем по договору безальтернативно являлся банк. Кроме того, схема кредитования со страхованием разработана таким образом, что потребителю не предоставлялись сведения о страховых организациях, стоимости и существе услуги, комиссии банка в качестве третьего лица и пр., что является нарушением норм ГК РФ.
В кредитных договорах также содержалось условие, значительно завышающее предельно установленный законодательством размер пени за нарушение сроков платежей. А проценты по кредиту «УБРиР» начислял с момента зачисления денег на счет клиента, а не со дня получения заемщиком средств, что также является нарушением ГК РФ.
Самым же «затратным» нарушением банком законодательства для потребителей стало взимание с заемщиков дополнительной платы за подключение к системе «Телебанк» (пользование Интернет-сервисом для некоторых клиентов вылилось в десятки тысяч рублей). Изучив необходимые документы, специалисты Управления Роспотребнадзора по Свердловской области пришли к выводу, что система «Телебанк» не является самостоятельной банковской услугой, ее нельзя рассматривать отдельно от договора банковского счета, она не имеет под собой самостоятельных оснований и не подразумевает какой-либо позитивный результат, не связанный с банковским счетом. То есть дистанционное проведение банковских операций (с помощью сети Интернет) наряду с работой сотрудников, техники для проведения кассовых операций и пр. затратами на исполнение взятых обязательств должны учитываться в соответствии со ст. 819, 851 ГК РФ.
По факту выявленных нарушений Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» было признано виновным в совершении правонарушений. Коммерческой организации было вынесено предписание прекратить нарушение прав потребителей, однако банк попытался оспорить действия надзорного органа в Арбитражном суде Свердловской области. Суд поддержал позицию Управления Роспотребнадзора.







