31 Марта 2022
31 Марта 2022
В адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области за 2021 год поступило свыше 11 тысяч жалоб на нарушения в потребительской сфере, что на 29% меньше уровня 2020 г. (в 2020 г. – почти 16 тыс. обращений, что обусловлено резким ростом числа жалоб в связи с различными ограничительными мероприятиями: отменой туров, авиарейсов, зрелищных мероприятий и т.д.).
В сравнении с 2020 г. произошло снижение числа обращений в сфере торговли (на 24%), бытового обслуживания (на 36%), туризма (на 66%), транспорта (на 51 %), в т.ч. воздушного (на 65%), в культурно-развлекательной сфере (на 66%). Также снизилось число жалоб по иным приоритетным сферам деятельности: финансовые услуги (на 22%), услуги связи (32%).
В 2021 г. наибольший удельный вес составили обращения в области торговли (29%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (13%), медицинских услуг (21%), транспортных услуг (6%), финансовых услуг (6%), бытовых услуг (4%), услуг связи (4%).
По обращениям граждан (как по результатам надзорных мероприятий, так и в порядке непосредственного обнаружения) составлено 732 протокола об административных правонарушениях, выдано 30 предостережений, подано 26 исков и заявлений в суд.
В области дистанционной торговли произошло снижение числа обращений на 13,6%. В общей структуре жалоб на торговлю они составили около 15,5%.
В области дистанционной торговли проведено в 2021 г. 22 контрольных (надзорных) мероприятия, нарушения выявлены в 10. Составлено 10 протоколов об административных правонарушениях, должностными лицами Управления Роспотребнадзора вынесено 9 постановлений о назначении административных наказаний, а также 1 постановление вынесено судебными органами по протоколу Управления Роспотребнадзора.
Всего в 2021 г. в суд направлено 293 заключения в защиту прав потребителей (уровень 2020 г. - 237 заключений), судом рассмотрено 272 дела, в которых Управление Роспотребнадзора выступило с заключением, 268 исковых заявлений потребителей удовлетворено, что составило 98,5% (2020 г. - 98,4%).
В защиту прав конкретных потребителей, неопределенного круга лиц и о ликвидации (прекращении деятельности) подано 114 исков (в 2020 г. – 128), 99 рассмотрено, 96 - удовлетворено, что составляет 96,9% (2020 г. - 96,4 %).
Общая сумма, возмещенная потребителям в результате реализации Управлением Роспотребнадзора мер судебной защиты прав потребителей, составила 44,7 млн. руб. (2020 г. - 19,4 млн. руб.).
Для выбора оптимальной технологии защиты прав потребителя в каждой конкретной ситуации, в том числе о порядке досудебной или судебной защиты прав потребителей, порядке и перспективах подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти, можно обращаться к квалифицированным специалистам, в том числе, в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (г.Екатеринбург, ул.Московская, 49, тел. 272-00-07; пер. Отдельный, д.3, тел 374-14-55) (адреса консультационных пунктов на территории Свердловской области – на сайте https://кц66.рф/), к специалистам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в сфере защиты прав потребителей, в том числе, МБУ «Центр правозащиты» (г.Екатеринбург, ул. Малышева, 31а); в общественные организации (адреса общественных организаций, которые входят в Консультационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями при Управлении, можно найти также на сайте Управления в разделе «Документы» / «Документы Консультационного совета по взаимодействию с общественными организациями»).
В настоящее время работает горячая линия, приуроченная ко Всемирному дню прав потребителей (ссылка), а также к проводятся конкурсы, подробную информацию о которых можно узнать в разделе «Всемирный день прав потребителей».
Жалобу в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области можно подать через раздел «Прием обращений граждан».