30 Марта 2016


30 Марта 2016
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следует отметить, что судебная защита прав потребителей является наиболее действенной мерой защиты.
Кроме того, в соответствии со ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей осуществляются проверки соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Потребители самостоятельно могут обратиться с соответствующим заявлением в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) для принятия мер в пределах компетенции.
В ст. 44 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Органы местного самоуправления при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды вправе известить об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Также с письменным обращением на территории города Екатеринбурга возможно обратиться в МБУ «Центр защиты потребителей».
Таким образом, способы и средства защиты прав потребителей разнообразны, при этом применение одного способа защиты не лишает потребителя права применить иные способы защиты права.