20 Апреля 2022
20 Апреля 2022
В адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в 1 квартале 2022 года поступило 2,9 тысячи обращений по вопросам защиты прав потребителей (на 13% больше, чем в 1 квартале 2021 года).
Наибольший удельный вес составили обращения в области торговли (41,8%); медицинских услуг (17,3%); услуг жилищно-коммунального хозяйства (9,4%); финансовых услуг (7,4%); услуг связи (5,2%); транспортных услуг (3,7%); бытовых услуг (2,3%).
В сравнении с 1 кварталом 2021 года, произошел рост числа обращений в сфере торговли (на 9,6%), медицинских услуг (на 3,7%).
Снизилось число обращений в области ЖКХ (на 7%) и транспортных услуг (на 2,3%).
Основные вопросы потребителей по итогам 1 квартала 2022 года связаны с качеством товаров, навязыванием дополнительных услуг в организациях торговли и услуг, отказом от продажи товаров по цене, установленной договором, односторонним расторжением договора со стороны продавцов при дистанционной торговле, отсутствием или нарушением требований к ценникам.
На конец квартала было рассмотрено 2372 обращения, из которых 651 обращение (27,4% от общего числа поступивших жалоб) были направлены для рассмотрения по подведомственности в иные органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе в иные Управления Роспотребнадзора (в связи с развитием дистанционной торговли поступает большое число жалоб на Интернет-магазины, расположенные в г.Москве и Московской области), в правоохранительные органы. По 688 обращениям предоставлены разъяснения (29%). 114 обращений стали основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, административных расследований (4,8%), 55 из них подтвердились в ходе проведения надзорных мероприятий (48,2%).
По итогам рассмотрения обращений составлено 66 протоколов об административных правонарушениях, выдано 24 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Также в защиту прав потребителей в 1 квартале 2022 года подано 49 заключений и 33 иска в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
С организаций и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения прав потребителей, взыскано судом порядка 5,8 млн. рублей.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области напоминает, что в Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).
Ресурс создан Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации с целью информирования потребителей о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей.
Открытый доступ к материалам ресурса обеспечен на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru.
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей представляет собой обширную базу статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.
Кроме того, ресурс содержит раздел «Виртуальная приемная», в котором пользователь вправе задать интересующий его вопрос в сфере защиты прав потребителей и получить на него ответ.
Для выбора оптимальной технологии защиты прав потребителя в каждой конкретной ситуации, в том числе, о порядке досудебной или судебной защиты прав потребителей, порядке и перспективах подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти, можно обращаться к квалифицированным специалистам, в том числе, в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (г.Екатеринбург, ул.Московская, 49, тел. 272-00-07; пер.Отдельный, д.3, тел 374-14-55; адреса консультационных пунктов на территории Свердловской области – на сайте https://кц66.рф/); к специалистам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в сфере защиты прав потребителей; в общественные организации (адреса общественных организаций, которые входят в Консультационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями при Управлении, можно найти также на сайте Управления).
В очередной раз Управление Роспотребнадзора предостерегает граждан от нарушения прав потребителей со стороны недобросовестных юристов.
Подробнее о деятельности юридических фирм, на которые поступает массовые жалобы, на сайте Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.