27 Октября 2022


27 Октября 2022
Людмила Александровна,_чем вызвана маркировка товаров?
- С введением международных стандартов в практику производства и обращения потребительских товаров появились такие понятия, как идентификация и прослеживаемость. Имеется в виду возможность проследить историю, применение и местонахождение продукта.
В выпуске одного товара бывает задействовано несколько производителей: упаковка изготавливается в одном месте, оборудование для розлива установлено в другом, сырье поставляется из третьего.
Логистика готового товара вообще имеет широкую географию. В итоге рынок заполонен некачественной, фальсифицированной, контрафактной и небезопасной продукцией. Требования законодательства и потребителей, а также широкий ассортимент товаров привели к необходимости цифровой маркировки, которая даёт возможность отслеживать товар на любом этапе.
- Как выглядит маркировка?
- Каждая единица товара помечается кодом, который наносится на упаковку один раз при производстве. По маркировке можно узнать место, дату и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дату и место продажи. Код практически невозможно подделать благодаря криптографическим технологиям.
Считать информацию можно с помощью смартфона прямо в магазине. Молодежь уже широко применяет эти технологии.
- Расскажите об опыте использованияцифровой маркировки.
- Первым шагом на пути к сокращению контрафактной продукции стало введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), предназначенной для контроля над объёмом пр оизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В 2005 году на каждую бутылку стали клеить акцизные марки. Код марки отсылался на сервер в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Выяснилось, что проданного алкоголя в разы больше производимого. Был принят Федеральный закон от 29.06.2015 № 182, который обязал каждый магазин считывать марку в момент приемки и продажи товара. Это позволило сократить объем нелегальной продукции на 20%. А может, эти 20% просто перешли на торговлю из-под полы.
- То есть не факт, что цифровая маркировка полностью защитит потребителя от контрафакта?
- История знает «умельцев», подделывавших уникальный код. Поэтому цифровые технологии должны постоянно контролироваться специалистами и при малейшей угрозе фальсификации тут же видоизменяться.
Доля подделок, по данным минпромторга, примерно 30%. Не секрет, что шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях, у людей мало: 60% бутилированной воды – поддельные. Около 90% сливочного масла и молочной продукции – тоже.
С введением обязательной маркировки ситуация изменится.
- Как будет организован процесс перехода на маркировку товара?
- Поэтапно, начиная с нынешнего года. Нарушители попадут под штрафы.
Согласно распоряжению Правительства РФ № 792-р обязательной маркировке подлежат с 1 июля сигареты и обувь, с 1 декабря –духи и туалетная вода, шины и пневматические резиновые покрышки, фотокамеры, лампы-вспышки, одежда из натуральной или композиционной кожи, женские и детские вязаные блузки, верхняя одежда, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное. К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания.
Сейчас акцент сделан на непродовольственные товары. А я бы выделила еще мясо, рыбу, плодоовощную продукцию. Вот где требуются новые технологии.
- Нам обещают, что участники рынка в итоге только выиграют.
- Нелегальному бизнесу уже невозможно будет остаться в тени. Придется работать честно. Государство получит налоги с продажи ранее не учтенных товаров. Потребитель сможет рассчитывать на товар высокого качества. Контрафакт больше не попадёт на прилавки магазинов. Это существенная поддержка отечественного производителя.
- Как нововведение скажется на частном бизнесе? Ведь на его плечи ляжет бремя расходов.
- В начале 90-х этикетки со штрихкодами тоже были в новинку. Сейчас прочно вошли в наш быт. Прослеживаемость сегодня – абсолютно законное требование. Внедрение соответствующих систем и процессов позволит компаниям оставаться конкурентоспособными.















