21 Декабря 2020


21 Декабря 2020
В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области за 9 месяцев 2020 года в области оказания финансовых услуг поступило 681 обращение граждан: 16,5% поступивших жалоб касались страховых организаций, 69,3% – банков, 7% – микрофинансовых организаций, 7% – прочих организаций.
Число обращений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 44%.
Основные проблемы, на которые жалуются потребители:
- навязывание дополнительных платных услуг, в том числе, при автокредитовании и включение их стоимости в кредита;
- отказ кредитной организации от возврата страховой премии (нарушение срока возврата денежных средств) в случае отказа потребителя от участия в программах страхования заемщиков в период охлаждения (14-дневный срок);
- навязывание дополнительных платных услуг при оформлении договоров займа дистанционным способом;
- предоставление информации (искажение информации) при заключении договоров инвестиционного страхования без учета требований закона о защите прав потребителей об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах оказываемых услуг.
По состоянию на конец сентября 2020 г. проведено 44 мероприятия по контролю в области защиты прав потребителей финансовых услуг, составлен 81 протокол об административном правонарушении.
Нарушения, наиболее часто выявляемые:
- навязывание дополнительных платных услуг либо непредоставление полной и достоверной информации о дополнительных услугах (скрывается информация об их наличии; не указывается информация об их стоимости в рублях и др.);
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (например, условием договора предусмотрено право Банка взыскать задолженность по Договору по исполнительной надписи нотариуса в порядке, установленном законодательством, без предоставления потребителю возможности согласиться или отказаться от такого порядка; не представлена возможность согласится, либо отказаться от уступки прав требований; предусмотрена возможность безакцептного списания долга со всех счетов заемщика и пр.).
Стоит отметить, что финансовыми организациями часто допускаются нарушения, когда речь идет о предоставлении финансовых услуг в торговле, в том числе, в автосалонах, в магазинах бытовой техники.
Например, не всегда в полном объеме предоставляется информация о кредите, предоставляемом для покупки товара; навязывается страховка.
По результатам рассмотрения административных дел Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в отношении финансовых организаций вынесено 48 постановлений о назначении административного наказания на сумму около 1,5 млн. руб.
Наибольшее число постановлений вынесено в отношении банков: АО «Почта Банк», ПАО КБ «УбРиР», Банк ВТБ (ПАО), ООО «Банк Оранжевый», ПАО «СКБ-Банк», ПАО «Банк Зенит».
Для восстановления имущественных прав потребителей Управлением Роспотребнадзора также реализуются судебные меры.
За 9 месяцев 2020 года Управлением дано 16 заключений в целях защиты прав потребителей, 12 исков, по которым дано заключение, удовлетворены судом; также подано 5 исков в защиту прав потребителя, из которых 4 рассмотрено и все удовлетворены.
Специалистами консультационных пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в течении 11 месяцев 2020 года оказано почти 1,5 тыс. консультаций по вопросам защиты прав потребителей финансовых, с целью восстановления нарушенных имущественных прав потребителей в 2020 году подготовлено 119 претензий и 29 исков. Удовлетворена 71 претензия и 14 исков.
В результате реализации мер, направленных на восстановление имущественных прав потребителя, со стороны Управления, консультационных пунктов, потребителям возмещено в досудебном и судебном порядке порядка 5,5 млн. рублей.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области также предупреждает, что в случае нарушения прав, в том числе в сфере предоставления финансовых услуг, нужно быть внимательным при обращении за помощью к юристам, поскольку рынок на текущий момент насыщен некачественными юридическими услугами.
Данные компании обещают потребителям быстрое и полное решение проблемы, даже когда есть определенные риски и нюансы, которые не разъясняются гражданам.
В договор включают не оптимальный, а максимальный состав услуг, например, подготовку жалоб в различные органы, которые часто даже не наделены полномочиями по разрешению спорной ситуации, в которой, возможно, требуется только составить претензию.
Напоминаем, что при возникновении необходимости получения консультации по вопросам защиты прав потребителей гражданин вправе обращаться к специалистам государственных и муниципальных органов и учреждений, которые занимаются вопросами защиты прав потребителей, в том числе, в Консультационный центр для потребителей (сайт https://кц66.рф/; тел. (343) 272-00-07; тел. (343) 374-14-55), в МБУ «Центр правозащиты» (тел. +7 (343) 354-55-82).