18 Декабря 2013
18 Декабря 2013
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области обобщены и проанализированы сведения о результатах работы по приоритетному направлению деятельности - за соблюдением законодательства о защите прав потребителей транспортных услуг по итогам 2013г.
Всего в 2013 году Управлением проведено 42 контрольно-надзорных мероприятия (в 2012 г. – 38), из них в 30 выявлены нарушения требований действующего законодательства РФ. Удельный вес мероприятий с нарушениями составил 71,4 процента (в 2012 г.-79%). Количество выявленных нарушений – 118, что составляет 2,8 нарушений на 1 проверку.
В 2013г. (по состоянию на 11.12.2013г.) поступило 61 обращение граждан относительно транспортных услуг, в том числе 40 – жалобы на автотранспорт, 21 – на авиатранспорт (в 2012г.- 55 обращений: авто–35, авиа– 19), что составляет примерно 0,4% от общего количества поступивших в Управление обращений.
С целью рассмотрения вопросов, поставленных в обращениях граждан, Управлением проводятся проверки, административные расследования, по результатам которых, как правило, подтверждается информация, указанная в обращениях.
По всем выявленным нарушениям приняты меры административного воздействия. Вынесено 35 постановлений о привлечении к административной ответственности (в 2012 г. – 31). При этом по сравнению с прошлым периодом увеличилась общая сумма наложенных штрафов, она составила 184,8 тыс. руб. (в 2012 г. – 111,3 тыс. руб.).
По составу административных правонарушений выявлялись следующие нарушения:
по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ (не предоставление информации) – 37,1%
по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих правила оказания населению услуг) – 22,9%,
по ч.1 ст.14.5 КоАП РФ (оказание услуг при отсутствии установленной информации об исполнителе) – 11,4%.
Например, нарушения выявлены в ООО «Транспортник» (Нижнесергинский район, р.п. Верхние Серги, ГУП СО «СООПА» г.Екатеринбург, ИП Перминов Ю.В., г.Алапаевск).
по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителей) – 11,4%.
При проведении мероприятий по контролю по-прежнему устанавливаются нарушения по взиманию комиссионного сбора за предварительную продажу билетов (ИП Кузнецов г. Кировград, МУП «ПАТП» г. Полевской, ООО «Автовокзал» г.Краснотурьинск).
по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7 КоАП РФ (нарушения против порядка управления) – 17,2%.
Таким образом, значительная доля административных дел приходится на отсутствие информации для потребителей и оказание услуг, не соответствующих правилам, что в целом, сопоставимо с нарушениями 2012г.
Необходимо отметить, что наиболее актуальными для граждан в 2013г. являлись следующие проблемы:
1.об отказе в предоставлении пассажирам услуги бесплатного пользования туалетами, размещенными на автовокзалах при наличии билета, либо отсутствие на автостанции общественной уборной (туалета).
2.ненадлежащие действия компаний по перевозке пассажиров легковым такси, в т.ч. диспетчерских служб заказа такси, в связи с несвоевременной подачей такси, невыдачей чека, отсутствием в салонах автомобилей детских автокресел и отказом на данном основании в предоставлении услуги, отсутствием разрешения на перевозку.
3.о возмещении ущерба в результате задержки авиарейса.
Однако, не все из указанных вопросов относятся к компетенции органов Роспотребнадзора, в связи с чем обращения граждан направлялись по подведомственности, либо потребителям давались разъяснения об алгоритме дальнейших действий в разрешении гражданско-правового спора.
Меры гражданско-правовой защиты потребителей
В 2013г. в порядке ст.47 ГПК РФ Управлением дано 3 заключения в целях защиты прав потребителей (по определениям судей) в отношении авиакомпании ОАО «Уральские авиалинии» по следующим исковым заявлениям граждан:
- в связи с задержкой рейса, вынужденным отказом от полета, авиакомпания не возместила потребителю расходы на телефонные переговоры, проживание и питание в отеле, приобретение дополнительных билетов;
- авиаперевозчик не предоставил потребителям своевременно полную и достоверную информацию об услуге – задержке рейса;
- авиакомпания ненадлежащим образом выполнила обязанности по перевозке груза (багажа) пассажира, вследствие чего потребитель понес материальный ущерб в виде утраты сумки, при этом перевозчик уклонялся от уплаты убытков.
В результате рассмотрения исковых требований потребителей, заключения специалистов поддержаны судом, 3 (три) иска удовлетворены на общую сумму 67 319,22 руб., включая 1500,00 руб. компенсации морального вреда.
Кроме того, в 2013 году Управлением подготовлен 1 иск в отношении неопределенного круга потребителей к администрации Кушвинского городского округа об обязании прекратить противоправные действия, выразившиеся в отсутствии полной и необходимой информации на остановочных пунктах. В настоящее время иск находится в стадии рассмотрения.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в 2014 году продолжит в пределах предоставленных полномочий надзор по обеспечению защиты прав потребителей транспортных услуг. В целях информирования о выявленных Управлением нарушениях в данной сфере сведения направлены в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – Министерство транспорта и связи Свердловской области.