14 Апреля 2022
14 Апреля 2022
За 2021 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и его территориальных отделов поступило 104 письменных обращения потребителей образовательных услуг (в 2020 г. – 113 обращений). Количество поступивших обращений, в сравнении с 2020 годом, снизилось на 8%.
Значительная часть поступивших обращений содержали просьбу о помощи в возврате денежных средств, оценке действий образовательной организации при расторжении договора, а также анализе договоров на оказание платных образовательных услуг.
В прошедшем году специалистами Управления Роспотребнадзора и его территориальных отделов проведено 75 надзорных мероприятий в отношении организаций, предоставляющих платные образовательные услуги (в 2020 г. – 200 мероприятий), в ходе 34 мероприятий выявлены нарушения.
Представлено 4 заключения по делам в целях защиты прав потребителей, все дела рассмотрены судами, требования потребителей удовлетворены, в пользу потребителей присуждено 215,7 тысячи рублей.
Подано 5 исков в суд в защиту потребителей, все 5 исков рассмотрены судами, удовлетворено 4 иска, в пользу потребителей присуждено 19,2 тысячи рублей.
Основные нарушения в сфере образовательных услуг:
- нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
- отсутствие необходимой информации или размещение в неполном объеме необходимой информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований;
- прочие нарушения (отсутствие знака о запрете курения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов и другие).
По результатам проведенных проверок в сфере платных образовательных услуг Управлением Роспотребнадзора и судами вынесено 29 постановлений о привлечении к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила 106 тыс. рублей (в 2020 г. – 126 тыс. руб.).
Вынесено 4 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Девять дел о привлечении к административной ответственности направлены на рассмотрение в суды, по пяти делам судами принято решение о назначении административного наказания.
Структура правонарушений за 2021 г. сформировалась следующим образом:
- 55% - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой работе, услуге, об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
- 20% - выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации (ст. 14.5 КоАП РФ).
- 17% - включение в договор оказания платных образовательных услуг условий, ущемляющих права потребителей, установленных законодательством о защите прав потребителей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Специалистами Управления Роспотребнадзора реализовывались меры гражданско-правовой защиты потребителей.
Северным Екатеринбургским отделом Управления Роспотребнадзора поданы иски в защиту конкретных потребителей:
- к ЧДОУ «Ясли-сад Полянка» о расторжении договора образовательных услуг, возврате денежных средств, компенсации морального вреда. Мировым судьей иск удовлетворен (дело № 2-1744/2021).
- к ЧДОУ «Ясли-сад Полянка» о расторжении договора образовательных услуг, возврате денежных средств, компенсации морального вреда (3 дела). Определением мирового судьи производство по делам прекращено по заявлению истца об отказе от исковых требований в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком (дела № 2-2405/2021, № 2-2586/2021, № 2-3069/2021).
Центральным Екатеринбургским отделом Управления Роспотребнадзора подготовлено заключение по делу о защите прав потребителей в отношении ЧОУ ДО «Алибри» по факту оказания некачественных образовательных услуг - решением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Екатеринбурга иск удовлетворен частично (дело № 2-1486/2021).
Осуществлялись мероприятия, направленные на просветительскую деятельность и консультирование потребителей.
Всего в 2021 году специалистами территориальных отделов проведено 104 мероприятия, направленных на просвещение потребителей в области защиты прав потребителей на рынке платных образовательных услуг.
Консультационными пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области» в 2021 году оказано 195 консультаций по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания образовательных услуг.
Потребители чаще всего обращались за консультациями по следующим вопросам:
нарушение срока оказания услуг (в частности, такие нарушения были связаны с вводимыми ограничениями из-за распространения новой короновирусной инфекции),
порядок возврата денежных средств за неоказанные услуги,
вопросы качества оказания услуг в случаях их дистанционного предоставления,
возврат денежных средств при отказе потребителя от услуг.
Для потребителей подготовлены 9 претензий, из которых 3 рассмотрены, все удовлетворены, сумма возмещенных в досудебном порядке средств составила 117 тысяч рублей. Наибольшее число претензий подготовлено в адрес ЧДОУ «Полянка» (г. Екатеринбург)
Кроме того, для потребителей были составлены 4 исковых заявления, 3 из которых рассмотрены, 2 – в пользу потребителя. Сумма возмещенных в судебном порядке средств составила 77 тысяч рублей. Исковые заявления подготавливались по вопросам ненадлежащего качества услуг (услуги по обучению вождению на автомобиле оказаны не в полном объеме), нарушения срока оказания услуг в период действия ограничительных мер.
Для получения консультаций по вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере предоставления платных образовательных услуг, граждане могут обращаться в адрес Консультационного центра для потребителей и консультационных пунктов (сайт https://кц66.рф/).