Цифровые финансовые услуги и каналы взаимодействияРаспечатать
20 Апреля 2022
Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Сегодня потребитель может воспользоваться основными финансовыми услугами –от платежных до получения потребительского кредита – без посещения офиса. Это можно сделать удобным для себя способом: в банкомате, платежном терминале, на сайте или отправить СМС . Расчеты и платежи по таким услугам могут происходить с помощью не только наличных или безналичных денег, но и особых цифровых средств, например электронных денег. Однако для потребителя финансовых услуг, развитие цифровых технологий создает не только новые удобства и возможности, но и новые риски , которые нужно учитывать. Банкоматы- стационарные устройства самообслуживания предназначенные в первую очередь для обмена безналичных денег на наличные и обратно. Особенности и риски использования - за совершения операций в банкоматах» чужих» банков могут взиматься комиссии, иногда довольно ощутимые. - данные банковской карты могут быть украдены с помощью специально установленного злоумышленниками на банкомат считывающего устройства. - банкомат может «зажевать» банковскую карту, отказаться принять помятую, поврежденную или грязную купюру. Банковские платежные терминалы – стационарные устройства обслуживания для платежей. Особенности и риски использования - терминалы , как правило , не позволяют снимать( а иногда и вносить) средства по банковской карте. -данные банковской карты могут быть украдены с помощью специально установленного злоумышленниками на терминал считывающего устройства. - терминал может как и банкомат может «зажевать» банковскую карту, отказаться принять помятую, поврежденную или грязную купюру. Мобильный банк- доступная держателю банковской карты услуга по получению уведомлений от банка и управление банковской картой с помощью СМС. Для работы с мобильным банком подходит любой мобильный телефон, даже кнопочный, и не требуется интернет( команды передаются по сотовой связи). Особенности и риски использования - конкретные возможности, условия предоставления и стоимость СМС –команд зависит от банка выпустившего карту и сотового оператора. - злоумышленник , завладевший мобильным телефоном, не защищенный паролем, может вывести деньги с банковской карты. Интернет банк – это инструмент управления банковским счетом через интернет, то есть при помощи электронного личного кабинета. Доступ в личный кабинет осуществляется с официального сайта банка или из мобильного приложения. Для подключение этой услуги нужно получить в банке логин и пароль для входа в электронный личный кабинет. Особенности и риски использования - для пользования интернет банком нужен смартфон или компьютер с подключением к интернету. Именно поэтому не рекомендуется пользоваться интернет банком через открытые общедоступные сети wi-fi. - злоумышленники завладевшие логином и паролем для входа в интернет – банк, получат доступ ко всем счетам потребителя. Электронные деньги – цифровые средства платежа. Электронные деньги можно начать использовать открыв электронный кошелек – своеобразный анализ банковского счета. Предоставить клиентам электронные кошельки в России имеют право только банки и другие кредитные организации. Получившие лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и включение в Перечень операторов электронных денежных средств. Пополнять пенсионный кошелек можно с переводом средств с банковской карты с помощью банкомата, интернет банка, счета мобильного телефона или наличными через платежный терминал. Особенности и риски использования - Электронные деньги не могут размещаться во вклады-чем меньше информации о себе клиент передает организации, предоставляющей ему электронный кошелек, тем больше ограничений по максимальному остатку и сумме переводов и платежей - электронные деньги не застрахованы государством, то есть не будут возмещены владельцу в случае банкротства( отзыва лицензии0 выпустивших их организации - обналичить электронные деньги часто бывает непросто ( а иногда это требует уплаты комиссии). Возможность быстрого воспользоваться финансовой услугой не всегда сопровождается предоставлению потребителю полной и достоверной информации . Это может быть уловкой поставщика услуги, так и результатом технических ограничений. Советы - убедитесь, что поняли все основные условия предоставления услуги до того, как нажали виртуальную кнопку, ввели код или выполнили любое другое действие которое поставщик услуг может расценить выражение вашего согласия с условиями сделки - потратьте время на поиск и критическое изучение отзывов и информации о поставщике услуг, особенно если услуга сложная и связана с крупными финансовыми обязательствами. Позаботиться о сохранности своей секретной информации, логинов и паролей на своих устройствах- это сфера ответственности потребителя. Советы - используйте и регулярно обновляйте сложные пароли в приложениях, личных кабинетах и на самих устройствах. - не сообщайте пароли никому ни при каких обстоятельствах. - если вы подозреваете, что пароль стал кому то известен, - немедленно смените его, заблокируйте банковские карты и доступ к интернет банку. - не пересылайте посторонним данные своих банковских карт. Специалист консультационного пункта для потребителей Серовского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Т.А.Чучкалова